Василий Поленов мечтал о домике на берегу Оки
«Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…»: история усадьбы
В 1887 году, путешествуя по Оке вместе с другом и учеником Константином Коровиным, Василий Дмитриевич пленился окскими местами, сразу решив, что там может жить только очень счастливый человек.
Красивые места на Оке под Серпуховом и дальше, — писал художник жене. — Вот где бы нам поселиться. <…> Мечтал я о домике на берегу Оки, о том, как мы его устроим, как мы там заживём, сделаем большую комнату, где будет музей, галерея и библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописная мастерская и твой маленький кабинет… Чудесные мечты, может быть, и сбудутся…
В. Д. Поленов — Н. В. Поленовой. Симферополь, 30 мая 1887 // Сахарова Е. В. Василий Дмитриевич Поленов. Елена Дмитриевна Поленова. Хроника семьи художников: Письма, дневники, воспоминания. М.: Искусство, 1950. С. 231
В конце 1889 года Поленовы купили имение в селе Бёхово: 91 гектар пахотной плодородной почвы. Семья поселилась в ветхом барском доме, а рядом началось строительство нового двухэтажного деревянного флигеля по проекту Василия Дмитриевича. Там Поленовы провели два лета. Недалёко от Бёхова художнику приглянулся высокий песчаный холм. Но эта земля принадлежала крестьянской общине: её пробовали распахивать под рожь, да толком ничего не рождалось. В то время прав на продажу земли у крестьян не было. Всё же выход Поленов нашёл: ему удалось совершить промен, отдавая крестьянам за одну десятину песчаного холма по две десятины пахотной земли в Бёхово.
Наталья Васильевна и Василий Дмитриевич стали обладателями 14,1 гектара (такова площадь усадьбы), впоследствии эта территория была обнесена каменной изгородью с красной черепицей.
Поленов-архитектор на песчаном, открытом всем ветрам холме начал, как живописец на белоснежном холсте, воплощать в жизнь свои мечты. Сосновый подлесок на западной стороне холма дал и имя усадьбе — Борок.
Шестнадцатого августа 1891 года началось строительство Большого дома, который, кстати, до сих пор сохранил первоначальный вид. Фундамент сделан из тарусского известняка (Василий Дмитриевич его называл тарусским мрамором), на нём установлен бревенчатый трёхэтажный дом. Дом возвели в кратчайшие сроки — всего за 14 месяцев. 2 октября 1892 года, ещё не оштукатуренный, пахнувший смолой, он распахнул свои двери. Эту дату и принято считать датой рождения дома-музея.
Николай Кузнецов. Портрет Василия Поленова. 1888 © Музей-заповедник В. Д. ПоленоваНаталья Поленова с детьми перед новым, ещё неоштукатуренным домом-музеем. 1892. Архив семьи Поленовых © Музей-заповедник В. Д. ПоленоваНиколай Кузнецов. Портрет Натальи Поленовой. 1885 © Музей-заповедник В. Д. Поленова
Как добраться до музея-усадьбы «Поленово»
Усадьба Поленово находится на расстоянии от Москвы в 110 км, а от Тулы — в 75 км. Если ехать на личном транспорте, нужно двигаться по Симферопольскому шоссе и ориентироваться по указателям. Проезжая по мосту через Оку, ехать до дорожного знака с указанием на посёлок Заокский. Оттуда продвигаться к деревне Малахово и затем направо к усадьбе Поленово. Если выезжать из Тулы, путь пройдёт по Московскому шоссе, Старому шоссе и к Малахово, затем по указателю налево.
Сюда ходит и общественный транспорт — от ж/д станции «Тарусская» Заокского посёлка, куда можно доехать на электричках из Москвы и Тулы, ходит автобус, который следует через Страхово. Приехав в Страхово, туристы будут должны прогуляться до Поленова примерно 1 км. Приятно будет добраться сюда летом на катере из Тарусы. Режим работы музея — с 11:00 до 18:00. Регулярно в музее-заповеднике проходят выставки, концерты и спектакли, мастер-классы. Расписание можно посмотреть на сайте усадьбы.
Автор материала:Крылова Елизавета
Опасная для народа картина
Дописывать картину из жизни Христа Поленов вернулся в Москву, но здесь в 1886 году его постигло новое горе. Скоропостижно скончался годовалый сын Федюшка. Живопись для Поленова перестала существовать. Из небытия его вывел все тот же Савва Мамонтов, который буквально силой перевез Поленова с женой в Абрамцево и заставил продолжить работу.
В 1887 году картина, в которую Поленов вложил всего себя, была закончена. По словам художника он стремился дать «живой образ» Христа, «каким Он был в действительности», поэтому представил его простым странником и Учителем.
“Кто из вас без греха?” планировалось представить на 15-ой выставке передвижников, но картина цензурой была сочтена опасной.
Президент Императорской академии великий князь Владимир Александровичем перед выставкой назвал полотно пусть и “интересным для образованных людей”, но “для толпы весьма опасным”, а обер-прокурор Константин Победоносцев вообще запретил к печати даже каталог выставки.
Для Поленова это был удар.
Василий Поленов. «Мечты» 1894
Спас ситуацию император Александр III, который приехал на выставку до ее открытия. Он не только обсудил сюжет с автором, позволил демонстрировать полотно публике, но купил его у Поленова. Фактически это легализовало картину. А еще принесло сумму, позволившую купить Подленову землю на Оке и построить усадьбу по собственному проекту.
Несмотря на грандиозные размеры, картину перевесили в более выгодный для осмотра зал, а позже отправили экспонироваться в Москве. Впрочем, в каталоге выставки цензура потребовала изменить название на “Христос и грешница”.
В Москве полотно вообще было представлено под вывеской “Блудная жена”, что противоречило евангельскому сюжету.
Василий Дмитриевич Поленов. Голова еврея. Этюд для картины «Христос и грешница»(«Кто без греха»)1884, 3×29 см
“Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?…Иисус же, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимание. Когда же продолжали спрашивать Его, сказал: Кто из вас без греха, первый брось на нее камень.” (Иоанн 8:4-7).
Почти десять лет картина провисела в залах Зимнего дворца, только в 1897 году была передана в коллекцию образованного тогда Русского музея. 130 лет в Москве не демонстрировалось одно из масштабных полотен Василия Поленова.
Даже на последнюю персональную выставку художника в 1994 году Третьяковской галерее не удалось привезти работу.
Именно поэтому полотно “Христос и грешница” в нынешней экспозиции, приуроченной к 175-летию, стало по настоящему программным произведением и гвоздем.
«Христос и грешница»
Порядок бронирования
- Выберите подходящую дату экскурсии
- Укажите количество необходимых мест и дополнительные услуги
- Заполните контактные данные
Большой дом, Фахверковый сарай, Адмиралтейство и Аббатство: культурный центр округи
Большой дом. 1909. Архив семьи Поленовых © Музей-заповедник В. Д. ПоленоваБольшой Дом. 2012 © Музей-заповедник В. Д. ПоленоваПлощадь дома — 824,7 квадратных метра, в нём три этажа, в том числе утеплённый мансардный, и 24 комнаты. Проект здания предусматривал все мыслимые и в наши дни удобства: водопровод, ванные комнаты на первом и втором этажах, канализацию, отопление. Помимо обычных дровяных печей, дом отапливался так называемыми амосовскими печами: тёплый воздух от нагретых чугунных щитов поднимался по трубам, проложенным в стенах, в комнаты, где были сделаны специальные отдушины и даже пожарная магистраль.
В 1897 году здание наконец было оштукатурено. Постепенно усадьба обрастала хозяйственными постройками: появились каретный сарай и конюшня, деревянная четырёхскатная погребица. Поставили Фахверковый сарай, где находилась кладовая, и по эскизам художника мастерили вёсельные и парусные суда поленовской флотилии. Появилось Адмиралтейство — лодочный сарай для хранения лодок и лодочного инвентаря. В 1904 году было возведено Аббатство, и художник переехал в отдельную мастерскую под красной черепичной крышей. В 1906 году в Бёхове построили Троицкую церковь. Все здания проектировал Поленов.
Создавая усадьбу, он хотел сделать её культурным центром целой округи:
Желание моё устроить музей осуществилось, когда нам удалось соорудить на берегу Оки дом, приспособленный к размещению коллекций, и я несказанно радуюсь, когда вижу, как приходят посетители и разглядывают наши собрания. Приходят целые экскурсии из ближайших городов, школ, из деревень, крестьяне и крестьянки с детьми.
Поленово. Государственный музей-усадьба В. Д. Поленова. М.: Советская Россия, 1982. С. 17
Василий Дмитриевич долгое время сам с удовольствием показывал коллекции и рассказывал о них.
На первом этаже три комнаты были одновременно и жилыми и музейными: портретная, библиотека, столовая. В кабинет художник водил только детские экскурсии: показывал палеонтологическую коллекцию, бо́льшая часть которой была собрана на берегах Оки. На втором этаже находились живописная мастерская Василия Дмитриевича, кабинет жены и спальни семьи, а на третьем — уютные гостевые комнаты.
В портретной были представлены семейные реликвии, редчайшие древнегреческая и древнеегипетская коллекции, привезённые в 1835 году отцом художника юристом и дипломатом Дмитрием Васильевичем Поленовым и дополненные Василием Дмитриевичем.
По родословию Поленовы — выходцы из Костромской губернии, за ратные подвиги перед Отечеством жалованы дворянским титулом. Земельных наделов не имели и состояли на государственной службе. Алексей Яковлевич Поленов(1738−1816) одним из первых получил высшее светское образование и стал известным русским законоведом. Именно он впервые поставил вопрос об отмене крепостного права. Он создал герб семьи — это излом старого дуба, поражённого молнией, и отходящая от него новая, молодая ветвь, символизирующая связь поколений через передаваемые традиции. Именно благодаря прадеду было положено начало собирательской деятельности в семье художника. Алексей Яковлевич привёз из-за границы небольшую картину фламандского художника Франcа Франкена «Воздвижение креста»: эта работа и сегодня представлена в экспозиции Большого дома.
Старший сын — Василий Алексеевич Поленов (1776-1856), дед художника по отцовской линии, член Академии наук по отделению русского языка и словесности, член Московского общества истории и древностей Российских. Работал в Коллегии иностранных дел, занимал должность директора и заведовал архивами. В 1812 году служил под руководством адмирала Павла Чичагова, в должности управляющего военной походной канцелярией. Он положил начало семейной «морской» традиции.
Один из сыновей Василия Алексеевича — Дмитрий Васильевич Поленов(1806−1878), отец художника, — член-корреспондент Академии наук, историк, библиограф, археолог и дипломат. В 1860 году с подрастающими сыновьями совершил настоящую археологическую поездку по губерниям России: они посетили Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир, Кострому, Тверь, Нижний Новгород. Всю дорогу по советам отца 16-летний Василий рисовал древние памятники. Так что архитектурой он увлёкся с юности.
Мать художника Мария Алексеевна Поленова(урождённая Воейкова; 1816−1895) приходилась внучкой известному архитектору, музыканту, переводчику, поэту, почётному члену Академии художеств Николаю Александровичу Львову. Архитектурные постройки прадеда Поленова и по сей день бережно сохраняются в Санкт-Петербурге, Твери и Торжке. Он состоял в родстве с известным поэтом и государственным деятелем Гаврилой Романовичем Державиным: оба они были женаты на сёстрах Дьяковых. Жена Львова — Мария Алексеевна — приходилась родной сестрой Дарьи Алексеевны Державиной. Рано осиротевшие дочери Львовых воспитывались в семье своей тётушки Дарьи Алексеевны. Вера Николаевна Львова, бабушка художника, получила прекрасное образование, великолепно знала русскую и французскую литературу, поэзию, сказку и даже наизусть цитировала главы из «Истории государства Российского» Николая Карамзина. Всё это она и передала своим внукам, которые ласково называли её бабаша. В семье своей тётушки Вера Николаевна и познакомилась с будущим мужем, генерал-майором Алексеем Васильевичем Воейковым(1778−1825) — героем Отечественной войны 1812 года.
Мария Алексеевна, матушка Василия Дмитриевича, получила классическое домашнее образование. Её мать Вера Николаевна поддерживала рано проявившийся у дочери интерес к искусству. Выйдя замуж, Мария Алексеевна не оставила желания учиться живописи и рисунку, и ценивший талант жены Дмитрий Васильевич Поленов устроил ей уроки с художником брюлловской школы, академиком Константином Молдавским. Особенно Марии Алексеевне удавался графический портрет: позировали дети, родственники и крестьяне из окрестных деревень имения Поленовых Имоченцы в Олонецкой губернии. Фактуру тканей, цвет драпировки, блеск женских украшений и элементы мужских аксессуаров моделей художница передавала только тоном, и ей это прекрасно удавалось.
Двое из пятерых детей Поленовых — Василий(1844−1927) и Елена(1850−1898) — стали известными художниками, и, конечно, это заслуга семьи матери. Василий Поленов всегда говорил, что «страстную любовь к живописи» унаследовал от неё. Она рано заметила способности сына к рисованию и пригласила в дом учителя: тогда студента Академии художеств, а в будущем прославленного педагога и рисовальщика Павла Чистякова. Чуть позже Иван Крамской давал уроки младшей сестре Елене.
Дети художника: Дмитрий, Екатерина, Мария, Ольга и Наталья. Усадьба Борок. 1906. Архив семьи Поленовых © Музей-заповедник В. Д. ПоленоваБиблиотека — самая большая и красивая комната на первом этаже. Дубовый паркет, огромная двустворчатая дверь с вырезанной на ней датой постройки дома «1892» и монограммой художника «ВП». Большое окно с витражами в верхней части, где изображены и подписаны на латыни любимые цветы — маргаритки и фиалки. Камин из тарусского мрамора, сделанный по эскизу Поленова, расписан родными художника и украшен майоликовым фризом и резным изображением семейного герба. Стены библиотеки до середины покрыты панелями из морёного дуба. А от панелей до потолка всё пространство занимают картины — друзей и учеников Василия Дмитриевича: Алексея Боголюбова, Сергея Иванова, Константина Коровина, Исаака Левитана, Владимира и Константина Маковских, Сергея Малютина, Ильи Остроухова, Иллариона Прянишникова, Ильи Репина, Егише Татевосяна, Ивана Шишкина, Марии Якунчиковой и Николая Ярошенко.
Библиотека. Фрагмент интерьера. Архив семьи Поленовых. 1909 © Музей-заповедник В. Д. ПоленоваБиблиотека. Фрагмент интерьера. 2007 © Музей-заповедник В. Д. ПоленоваПо логике Василия Дмитриевича столовая в рамках экскурсионного маршрута была заключительной комнатой. Именно в столовой Василий Дмитриевич завершал свой рассказ в «художественной части жилья».В одном из писем художник признавался, что самой большой радостью для него было видеть, как изучают коллекцию Поленовых крестьяне. Именно в столовой, музее народного творчества и прикладного искусства, приходило понимание главного — что такое «музей» — и осознание собственных истоков. Вещи для коллекции приобретались на грибных рынках, ярмарках и московских вербных базарах. Кроме собрания русского народного искусства, в столовой были представлены авторская керамика — Поленова, его друзей и учеников, мебель, сделанная по эскизам Елены Дмитриевны Поленовой в абрамцевской столярной мастерской. Там же хранится «восточная коллекция» с красочными пиалами и блюдами и небольшое собрание итальянской майолики.
Кабинет художник отдал своим картинам и этюдам. Но не случайно эту комнату в семье прозвали музыкальной: здесь проходили домашние концерты. Свояченица Поленова Вера Васильевна Вульф была профессиональной пианисткой, но — главное — тут исполняли сочинения самого художника: Василий Дмитриевич писал романсы на стихи Лермонтова, оратории, оперы и церковные произведения.
На втором этаже две комнаты — мастерская и пейзажная — были обустроены решением детей Василия Дмитриевича уже в 1940-е, когда стало ясно, что говорить о творчестве Поленова в полном объеме можно и до́лжно только в его доме. Говорить в том числе и о главном труде его жизни — картине «Христос и грешница» и евангельском цикле «Из жизни Христа». К мастерской ведёт массивная дубовая лестница — украшение Большого дома. Она тоже сделана по эскизам Василия Дмитриевича. На стенах вдоль лестницы офорты и литографии с картин любимых Поленовым художников. В самой мастерской графический вариант картины «Христос и грешница»(1885) — редчайшее произведение не только в русской, но и в мировой художественной культуре: графики подобного размера и такой степени проработанности нет ни у одного художника. И, конечно же, в мастерской царят поленовские восточные пейзажи, которые с момента их появления на выставке передвижников в 1885 году цветом и светом буквально вскружили голову молодым русским художникам.
Последняя комната — пейзажная. Знаменитые «Берёзовая аллея в Абрамцеве», «Осень в Абрамцеве», «Ранний снег» и «Золотая осень» хранятся здесь.
В 1918 году вышел указ Народного комиссариата имуществ Российской республики о том, что дом взят под охрану государства как народное достояние и не подлежит конфискации. В 1924 году, когда Василий Дмитриевич отмечал 80-летие, он и его потомки получили от государства право пожизненного пользования усадьбой. Поленов умер 18 июля 1927 года, он завещал похоронить себя на высоком берегу Оки, вблизи построенной им в Бёхове церкви, и эта просьба была выполнена.
Музейный комплекс усадьбы Поленово
Туристический центр, построенный в 2004 году рядом с воротами усадьбы, создан в характерном «поленовском» стиле стараниями архитектора Е. Перченкова. Отсюда начинается путешествие в мир усадьбы: с музейной кассы, выставочного и конференц-зала, сувенирной лавки. Далее комплекс музея включает необходимые для изучения объекты. Среди них интересным строением является «банька», построенная рядом с Адмиралтейством.
В «баньке» в 1930-х годах проживал друг Поленова — маэстро Сергей Прокофьев, знаменитый композитор. Именно здесь им была написана прекрасная музыка к балету «Ромео и Джульетта». Здание по этой причине так и назвали — Домиком Прокофьева. Но нужно идти дальше, увидеть такую желанную для крестьян церковь Святой Троицы. Пространство внутри очень напоминает иерусалимскую церковь святой Елены.
Проект церкви устроен рукой как самого Поленова, так и Репина, Головина, Татевосяна и других его друзей и учеников. Внешнее оформление храма хранит элементы как древнерусского, так и романского зодчества, а за образец были взяты новгородские церкви Лазаря и Спаса. Купол выполнен по подобию Софийского новгородского собора. В августе 1990 года церковь открыла свои двери, сегодня в ней проходят богослужения.
Большой дом настолько эргономично выполнен по проекту, что кажется продолжением и дополнением окружающей природы. Все новые идеи, которые Поленов видел за границей, он бережно и с любовью воплощал в строительстве дома. Так что знакомство с усадьбой лучше начинать с комнаты, в которой собраны портреты семьи. Также здесь хранятся привезённые со всех концов света археологические реликвии, множество артефактов из Древнего Египта.
Их привозил отец Василия Поленова, Дмитрий Васильевич, который являлся известным археологом и библиографом. Все диковинки можно увидеть здесь. Мать Мария Алексеевна оказала большое влияние на сына, занимаясь художеством. Дом хранит её рисунки, расположенные над её портретом. Всё пронизано атмосферой творчества и созидания, даже удивительная мебель, изготовленная по собственным эскизам хозяина.
Им же выполнены и необычные двери. Красиво украшена и очень нарядна библиотечная дверь, за которой находится самая настоящая сокровищница эклектики: массивный западноевропейский шкаф XVI века, книжная лавка работы Поленова, текстиль с народной вышивкой. И, конечно, многочисленные подлинники картин, подаренные его друзьями и учениками, например, картина Репина «Богородица» — творение редкое, несвойственное мастеру.
Необходимо посетить и Город мастеров — корпус, не так давно капитально отремонтированный, он стоит недалеко от причала. В Большом зале этого корпуса проходят балы, спектакли, концерты, а также имеются выставочный зал и художественные студии. А недалеко от Большого дома прямо под открытым небом располагается Греческий театр. Также сохранилась школа в селе Страхово, которую Поленов выстроил для крестьянских детей.
Сейчас здесь находится детский театральный кружок, юные любители живописи и экскурсоводы проводят свои занятия. Планируется разместить в школе Детский центр культуры. Примечательно и то, что именно на территории усадьбы родился известный детский персонаж, лохматый домовёнок Кузя. И ещё один факт: первый набросок знаменитой картины Васнецова родился в мастерской Поленова.
Церковь Святой Троицы в селе Бёхово
Особенности архитектурного ансамбля усадьбы Поленово
Во всём архитектурном ансамбле присутствует рука художника Василия Поленова. Он привнёс сюда как стиль модерн, так и европейский средневековый стиль, сруб и фахверк. В строениях есть как этажность, так и приземистость. Эклектичность, присущую ансамблю, так и называют: «поленовский стиль». Главное здание — Большой дом — деревянное белое здание в три этажа, имеющее каменный фундамент. Оно было построено в 1892 году, оснащено сложной кровлей и разными фасадами.
В обстановке и элементах декора дома сохранился весь первоначальный облик. Здесь огромные окна в чёрных рамах, напоминающие обрамлённые картины. Был устроен водопровод, а каждый этаж имел свои ванные комнаты. Дровяные и аммосовские печи отвечали за отопление. Здание, что находится рядом, — это Аббатство. Аккуратное, изысканно выполненное, имеющее скоромную обстановку, оно было обособлено и дарило уединение, отсюда и его название.
Это была мастерская художника Поленова и одновременно место отдыха летом. Здание построено в 1904 году. Василию Дмитриевичу очень нравился свет, проходящий через эти огромные окна. Помещение превращалось в зрительный зал, где имелась сцена, украшенная колоннами из известняка. Это было любимое место для творчества и отдыха. Кирпичные стены интересно сочетаются с деревом, а сквозь узкую дверь можно попасть в башню.
Адмиралтейство — так называется здание ансамбля усадьбы, предназначенное для зимней стоянки лодок. Здесь находятся якоря, украшает фасад штурвал. Именно в этом здании находится Диорама — картинки, изображающие кругосветное путешествие. Это последняя масштабная работа художника, эффект которой усиливает специальная подсветка. Построено Адмиралтейство в стиле фахверка в 1895 году.
Каменная кладка здания заполняет деревянные брусья, стоящие на цоколе из камня. Такие постройки, называемые фахверковыми, очень характерны для стиля западноевропейского Средневековья. Стоит здание перед выходом на реку Оку, сейчас в нём проходят выставки современных художников. Сам хозяин усадьбы назвал этот некогда лодочный сарай Адмиралтейством.
Детский домик первоначально был шалашом, где играли дети. Здесь спустя время был построен маленький домик, стилизованный под избушку. Также рядом располагался огород, которым занимались дети, и живой уголок с кроликами, курами и уточками. Он находится справа от Аббатства и Большого дома. Внутри домик представлял собой настоящую русскую избу с украшенной хохломой мебелью. Хозяева купили для него на ярмарке в Тарусе рукомойник, висящий на крылечке.
Парковый ансамбль — это целый эксперимент художника Василия Поленова по выращиванию молодого леса вместе с местной флорой. Им были привезены пихта и туя, американский клён и кедр, а рядом росли сосны и осины, дубы, клёны и берёзы. Был аккуратно устроен парк, созданы Въездная и Берёзовая аллеи, вырыт и выложен пруд. Весь парк — это полностью детище художника, созданное его руками.
Поленов относился к парку как к живому существу и продолжению и дополнению своего музея. Чудесным парковым местам давал названия обладающий хорошей фантазией Дмитрий, сын художника — отсюда Уборова гора, всегда покрытая цветами, Дубово — место игр детей. Василий Дмитриевич очень бережно относился к природе, окружал усадьбу прекрасными цветниками, засаживал зелёные газоны. Здесь всегда царили порядок, чёткие архитектурные линии и красота природы.
Отзывы
Елена
5 сентября 2022 22:08
дата поездки: 03.09.2022
5.0/5.0Прекрасная экскурсия! Повезло с погодой: солнце и тепло. Разочаровала поездка на теплоходе, кроме стоянок рыбаков ничего по берегам нет. Наверное, разумнее заменять на экскурсию в Тарусу, особенно в плохую погоду.
Экскурсовод по усадьбе прекрасный. С удовольствием отвечает на дополнительные вопросы. Жаль, что мало времени на дом, много предметов, которые хочется разглядывать и разглядывать. Придется приезжать ещё!
Сайт удобный, пользоваться легко. Приятно, что не надо распечатывать путевки, список у сопровождающего, достаточно назвать фамилию.
Светлана
18 июля 2022 09:20
дата поездки: 16.07.2022
5.0/5.0Экскурсия была хорошо спланирована. Мы никуда не бежали и нигде не опаздывали. И ещё было свободное время, чтобы самостоятельно погулять и полюбоваться окружающей красотой. Экскурсоводы молодцы. Большое спасибо за экскурсию.
Елена
7 июня 2022 08:52
дата поездки: 04.06.2022
5.0/5.0Брала поездку для мамы. Она довольна, прекрасно провела день. Спасибо за отличные впечатления и положительные эмоции для мамы в день рождения 🙂
Елена
24 августа 2021 23:36
дата поездки: 15.08.2021
5.0/5.0Прекрасная экскурсия в Поленово! Очень понравилось Познавательно. Насыщенная программа. Замечательный гид. Комфортабельный автобус. Чудесная прогулка на пароходе. Масса впечатлений и удовольствия! А уж какая природа в Поленово и Ока — просто восторг! Рекомендую
Светлана
8 июня 2021 10:34
дата поездки: 06.06.2021
4.0/5.0Экскурсия понравилась, наша женщина-экскурсовод очень старалась, почему не оценка 5, очень мало и быстро показывают то, зачем приезжают люди, дом Поленова, нет времени рассмотреть его картины , если будет ещё что-то интересное из экскурсий, обращусь в Кругозор, заказ на экскурсию было легко оформить на сайте, Спасибо!
Поленовская комната
В марте 1881 года Василий Поленов стоял перед постелью умирающей сестры Веры. Он понимал ее с полуслова, а любил всем сердцем. Умирающая шептала, что Васенька тратит талант попусту, разменивается на мелочи и забыл главное. Еще в детстве он пообещал себе и семье написать картину из жизни Христа… Когда он только поступил в Академию, мать, а она была очень религиозным человеком, говорила: «учись, кончишь Академию и приступишь, помолясь Богу, к большой картине». Все и правда ждали от Василия Дмитриевича значительного произведения.
Но сразу после Академии была Европа: берега Рейна и улочки Мюнхена, Швейцария и прекрасная Венеция.
В Риме Поленов познакомился с неугомонным и пышущий идеями Саввой Мамонтовым, который обожал собирать вокруг себя талантливую молодежь. Вместе они ставили спектакль по «Женитьбе» Гоголя, устроили карнавальное шествие на улочках Рима. Поленову было не до серьезной живописи.
Василий Дмитриевич Поленов «Больная» 1886
Тогда же его постигло личное горе. Проболев неделю, от кори умерла Маруся Оболенская, которую Поленов видел своей невестой. Тайком от Академии художеств он сбежал горевать к родным в усадьбу в Имоченцы. Там он писал с натуры. Но вскоре вернулся на берега Атлантики, в Вель.
Поленов «В парке. Местечко Вёль в Нормандии» 1874, 61×46 см
Библейский и евангельский сюжет не складывался. Поленов откладывался его, пока совсем не потерял к нему интерес. Да и успех, сопровождавшийся покупкой “Московского дворика”, “Заросшего пруда” и “Бабушкиного сада” не могли не вскружить голову художнику. И тут неожиданная, беспощадная и несправедливая смерть сестры-близнеца…
Василий Дмитриевич Поленов — «Он виновен в смерти»
Той же осенью 1881 года вместе с искусствоведом Праховым и горнозаводчиком Семеном Абамелек-Лазаревым Поленов отправился в Палестину и Сирию.
В путешествии по берегам Босфора, Мраморного и Эгейского моря, вдоль Нила, пользуясь любым удобным случаем, Поленов делал зарисовки. Он схватывал пронзительную голубизну южного неба и солнца, размышляя над композицией будущей картины “Христос и грешница”.
На Тивериадском (Генисаретском) озере. 1888
Ему было тридцать восемь лет, когда в 1882 году он женился на Наталье Якунчиковой. Молоденькая девушка поверила, что художник сможет осуществить грандиозный замысел и написать картину, о которой только и говорил после смерти Веры.
Взяв годичный отпуск в Московском училище ваяния и зодчества, где Поленов был уже преподавателем, он уехал в Европу собирать натурный материал.
Сидя в парижской мастерской, потом в Риме, куда перебрался из-за болезни, Поленов разрабатывал композицию, в которой задумал показать Христа не идущим к людям, как у Иванова, а уже пришедшим. Из под руки художника десятками выходили этюды, наброски фигур, лица итальянских евреев. Позже все этюды будут представлены на очередной выставке передвижников, что было невиданным для России делом и новаторством.
Василий Поленов. Этюд фигуры Христа для картины «Христос и грешница», 1888. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Этюд – это вспомогательная работа, “черновик”, быстрый набросок для памяти. Никогда и никем в академической живописи он не рассматривался как самостоятельное и тем более законченное произведение. Однако, все этюды Поленова, а было их около сотни, после выставки скупил Третьяков.
Они сделанны с таким мастерством, что их нельзя не считать законченными самостоятельными произведениями искусства. Это и обнаружил коллекционер. Купленные Третьяковым работы физически не влезли в его галерею. Специально под них меценат построил отдельную “поленовскую” комнату.
Поленов в своей мастерской в усадьбе «Борок»(ныне Поленово),1908.