Живым сердца и память обжигай, Аджимушкай!

31 марта 2019
поделиться
О повести «Двое из двадцати миллионов» и снятом по её мотивам фильме «Сошедшие с небес»

Сто страниц, всего сто… А сколько эмоций я испытала, когда читала повесть Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов» (12+). Она меня ошеломила, поразила, заставила задуматься, какая страшная и жестокая штука — война.

Аджимушкайские каменоломни в Керчи. Именно здесь весной 1942 года укрылись от врага бойцы, прикрывавшие отступление наших войск, госпиталь с сотнями раненых, которых не удалось эвакуировать, спасавшиеся от врага местные жители. Они ждали, что со дня на день Красная Армия ворвётся в Крым и освободит их, готовились ударить немцам в тыл. Ждать пришлось полтора года. Тысячи людей в каменоломнях умерли в страшных мучениях от ран, голода, жажды, газов, взрывов. Аджимушкайский гарнизон погибал, но не сдавался. В живых осталось всего двадцать четыре его пленника и защитника…

Санинструктор Маша и раненый лётчик Сергей в этом аду встретились и полюбили друг друга. Выжили в каменоломнях, воевали, выстояли. После победного салюта сорок пятого года героев войны встретила жизнь мирная, но совсем не светлая и не простая. А ребята всё равно были счастливы и радовались каждому мгновенью: «Подумай, Серёжа, мы живы!». Маша училась в медицинском институте, окончила его и стала очень хорошим детским врачом. Сергей, которому медкомиссия после войны запретила думать об авиации, окончил автодорожный институт. Пятеро детей, множество внуков, верный, ещё с войны друг — в таком окружении Маша и Сергей празднуют День Победы в 1977 году.

На этом моменте автор прекращает повествование и возвращает героев в начало произведения, безжалостно меняя всего несколько строк: «Убили Машу Ковалёву. Задушенный немецкими газами, умер в муках Сергей. Не были, не состоялись эти две жизни, как не состоялись жизни тысяч пленников Аджимушкая. Как оборваны были, не состоялись двадцать миллионов жизней советских людей…».

Огромна цена нашей победы: надежды, мечты, любовь, не рождённые дети, не сделанные открытия, не написанные стихи – будущее, которое так и не настало для миллионов людей. Без пафоса, без рек крови, без батальных сцен, почти вполголоса Алексей Каплер честно отобразил самую трагическую страницу истории моей Родины, просто предположив, как могла бы сложиться судьба молодых людей, если б остались в живых.

Мне не нравятся современные фильмы о войне — есть невероятные спецэффекты, крутые саундтреки и прочие модные фишки. Они не будоражат чувства. Фильм режиссёра Наталии Трощенко «Сошедшие с небес» (12+) был снят в 1986-м году по мотивам повести Алексея Каплера, чем и вызвал мой интерес.

Экранизация – режиссёрская версия прочтения литературного произведения. Фильм и книга совпадают только в показе событий 1942-го года. Потом режиссёр вводит новых персонажей, отказываясь от книжных, несколько меняет сюжет. Но осталось главное – честный рассказ о том, как солдаты Победы пытались найти себя в мирной жизни. Большинство из них только и успели, что уйти на фронт, научились стрелять, взрывать, сбивать самолёты. Не у дел остались молодые люди после войны. 

Маша и Сергей в исполнении актёров Веры Глаголевой и Александра Абдулова любили, страдали, растили сына, работали, преодолевали испытания судьбы. Просто жили и радовались самым обычным вещам: солнцу, птицам, воде в колонке… Они были молодые и сильные, они многое ещё бы сделали…

Промелькнувшее в титрах «по мотивам» давало надежду на другой, счастливый конец. До финального кадра я думала, что пулемётная очередь не перечеркнёт жизни полюбившихся героев, что фильм рассказывает не о том, как могли бы жить, а как жили Маша и Сергей. Но хеппиэнда не случилось…

Сильная сторона и книги, и фильма в страшной реальности - их нет! Я многое поняла о жизни, смерти, человечности, ценности каждого поступка, силе чувств. Находясь под впечатлением от прочитанного и увидено, я думала: «А если бы мой прадед не погиб на фронте?» Всё было бы по-другому. Прабабушка не разучилась бы смеяться в двадцать пять лет, став вдовой. Бабушке не пришлось бы так рано повзрослеть, а мама никогда не завидовала бы подругам, у которых были дедушки. За каждым погибшим в Великой Отечественной войне – не прожитая жизнь. И можно только фантазировать, как она сложилась бы…

Думаю, таким щемящим финалом автора и книги, и фильма хотели показать, что война – это трагедия для обычных людей, что после неё куда больше исковерканных и прерванных судеб, чем героических историй со счастливым концом.
 

Спецпроект: