В память о гении

25 февраля 2018
поделиться
25 февраля 1959 года родился Алексей Балабанов, культовая личность российского кино

Понятие "гений" можно отнести к очень узкому кругу деятелей искусства. Но, по моему мнению, Балабанов один из немногих, кого можно так назвать. Каждый его фильм становился обьектом обсуждения не только среди кинокритиков, но и среди простых зрителей. Его часто осуждали за остроту тем и сюжетов в его фильмах, за своеобразное видения мира, получившее отражение в его картинах. Но ни одна работа мастера не оставляла кинолюбителей равнодушными.

Балабанов появился на свет в Свердловске (ныне Екатеринбург). Наверно, на будущее маленького Алексея большую роль оказала творческая атмосфера в его семье. Отец будущего режиссёра Октябрин Сергеевич был научным журналистом и главным редактором творческого объединения научно-популярных фильмов киностудии, мать Инга Александровна работала в медицинской среде. В детские годы Балабанов не сильно отличался от своих сверстников. Примечательной  в нём была только огромная любовь к иностранным языкам и к их изучению. И это сильно помогло ему во время военной службы, так как он был участником Афганской войны. В 1990 году Алексей Октябринович оканчивает высшие курсы сценаристов  и режиссеров. Именно в это время, в 90-е годы, Балабанов начинает снимать. У него на свет выходят ряд фильмов, которые тихо и без внимания проходят через кинопоказы. Первую нашумевшую картину "Счастливые дни" Балабанов снял в 1991 году и получил за неё три кинонаграды на разных фестивалях.

В 1997 году Алексей Балабанов снимает фильм, который  становится самым знаковым и значимым в его карьере. Речь идет о картине "Брат". Фильм получает множество заграничных кинопремий и делает Балабанова всемирно известным. Благодаря этой картине для всех российских зрителей в кино открывается новый персонаж, а именно исполнитель главной роли Сергей Бодров. Его герой Данила Багров, этакий типичный представитель 90-х, без колебаний мысли участвовавший в криминальных делах, но сохранявший при этом широкую и добрую русскую душу, стал голосом молодёжи в то время. И сейчас фильм "Брат" считается одним из самых главным и показательных картин отечественного кино. Через два года снимается вторая часть этого фильма, который во многом повторяет сюжет своего предшественника.

Между двумя этими картинами Балабанов снимает фильм "Про уродов и людей", сценарий к которому был написан намного раньше. Фильм раскрывает очень острую на тот момент тему, поэтому, кроме восторженных отзывов, на режиссёра посыпалась и многочисленная критика. Но это не помешало картине получить премию "Ника" за лучший фильм года.

Опыт, полученный Алексеем Октябриновичем во время участвия в военных действиях, оставил свою лепту и в его фильмах. В 2007 году режиссёр снимает "Груз 200", который получил весьма неоднозначный отклик у зрителей. Для кого-то Балабанов в этом фильме раскрылся с новой, неузнаваемой стороны, а кто-то искренне начал его ненавидеть за ужасающие сцены в фильме. С показов на телевидении картина была снята.

В 2008 году Балабанов для сюжета своей следующей картины обращается к русской литературе и снимает  на основе рассказа Михаила Булгакова "Морфий" одноименный фильм. Картина рассказывает о появлении и  наркотической зависимости у молодого и востребованного врача. В 2012 году Балабанов снимает свою последнюю картину. Она получила навзвание "Я тоже хочу". Картина рассказывала о поиске счатья его главными героями, героями разными, но обьединенными общей целью. 

18 мая 2013 года режиссёр погиб от сердечного приступа прямо во время написания сценария для своего очередного фильма.

Творчество Балабанова оставило большой след в русской кинематографии. Даже самые его ранние фильмы не теряют актуальность по сей день и наиболее точно отражают современную действительность. О том, каким он был человеком, коллеги и люди, работавшие с ним, рассказывают с восхищением. Его вспоминают как человека, посвятившего делу всего себя. Снимаяфильмы, он никогда не гнался за гонорарами, а все деньги шли на создание новых картин. Он не был многословен на публику, не давал огромное количество интервью, редко появлялся на телеэкранах. Ярче и лучше всего он раскрывался в своих фильмах - как человек очень чуткий, чувствующий проблемы людей и имеющий свой неповторимый взгляд на  мир.

Фото: kinopoisk.ru