Когда заговорит неговорящий ребёнок?

20 июля 2018
Количество просмотров102
поделиться
Поможет специалист, а также внимание, терпение и родительская любовь

Знаете ли вы, когда научились говорить? Моя мама рассказывала, что в полтора года я уже могла произносить многие слова, но, правда, по настроению. К сожалению, сегодня нередко можно встретить детей, которые и в четыре года практически не разговаривают. Об этой проблеме мы побеседовали с логопедом Марией Горюшиной. Специалисту мы задали самые актуальные и волнующие многих вопросы и получили компетентные ответы.

1. Чем может быть вызвано резкое увеличение неговорящих детей? 

— Сложно ответить на этот вопрос однозначно. Специалисты по всему миру отмечают рост числа неговорящих детей. Это может быть связано с экологией, климатическими изменениями. В России играют роль ещё два фактора: аномальная жара в 2010 году и радиоактивные выбросы в связи с чернобыльской катастрофой в 1986-м. Также это может быть связано с изменением стиля воспитания в семье в сторону инфантилизации родителей. Отчасти мы стали слишком ограждать и беречь детей не только от опасностей, но и от здорового сенсомоторного опыта. Поэтому сейчас у многих детей отмечается нарушение процессов интегрирования сенсорных сигналов, поступающих из внешнего мира в мозг.

2. Как бороться с этой проблемой и какие меры нужно предпринимать, дабы её избежать? 

— Проблема, к сожалению, может случиться в каждой семье. Бывает, будущие родители ведут здоровый образ жизни, перед беременностью прошли всех врачей, всё сделали осмысленно, осознанно, и вдруг — аутизм. А бывает, употребляют алкоголь, курят, мама во время беременности нервничает, может, даже болеет или получает травмы, падает... А ребёнок — жив, здоров и развит нормально. Но, раз уж такое случилось, первое, что нужно делать, это наблюдать за малышом. Много и часто. Контактировать с ним. Всячески стремиться простимулировать его реакцию на различные сенсорные объекты (свет, звук, обоняние, тактильные, проприоцептивные и вестибулярные ощущения). Обязательно отправляться к специалисту с малых лет.

Есть миф, что ребёнка берут логопеды только с 3-х лет, но сейчас у нас в городе многие специализируются на совсем маленьких детках. 

И очень важно, чтобы мама принимала ребёнка. Представляете, какой шок и удар она испытывает оттого, что вчера мечтала, как отдаст сына на футбол или дочку на музыку, а у ребёнка, оказывается, ДЦП, или он никогда не сможет нормально коммуницировать с другими людьми?! Состояние отца и матери понять практически невозможно, и им, конечно, важно посещать психотерапевта. Учиться принимать ребёнка таким, какой он есть, ведь он — лакмусовая бумажка всей семьи. Гармонизация отношений в семье обязательно положительно скажется на ребёнке. Важно также наблюдаться у невролога и нейропсихолога. Эти специалисты смогут дать медицинское обоснование проблем ребёнка. 

Чтобы минимизировать риски нарушений развития у малыша, важно тщательно готовиться к беременности. Маме необходим особый режим, при этом она не должна чувствовать себя так: беременная — значит больная. Напротив, правильное ощущение — беременная, значит бережённая. 

3. От чего больше зависит развитие речи ребёнка — от личностных характеристик малыша или от отношения родителей к его развитию? 

— Здесь важно добавить ещё один вариант — биологические и генетические характеристики. 

В качестве примера могу предложить такую историю. Двое детей одинакового возраста. Их напугала собака. Лаяла, может даже, укусила. Далее — один ребёнок будет всю жизнь обходить собак стороной, а второй начнёт заикаться. Почему? Потому что в нервной системе второго заранее был заложен потенциал к заиканию. А собака — всего лишь пусковой механизм. Поэтому есть мнение, что заикаются от испуга. Пугаются сотни и тысячи детей. Заикаются же из них лишь некоторые. Рассказываю всё это к тому, что в природе каждого человека заложены определённые биологические механизмы и потенциалы. Даже у ребёнка с высокой судорожной готовностью можно сохранить баланс в жизни и никогда так и не увидеть судорог или эпилепсии благодаря вниманию и терпению родителей. Ребёнок с потенциалом к заиканию может никогда не начать заикаться. Но в нарушениях другого характера — например, зрения, слуха или опорно-двигательной системы — нет никакого потенциала. Либо у тебя есть ДЦП или слепота, либо нет. Это те вещи, где сыграет ключевую роль именно то, о чём вы говорите, — отношение родителей к развитию ребёнка. Хватит ли у них сил собраться и сделать его максимально независимой и самостоятельной личностью? 

4. В каком возрасте надо бить тревогу, если ребёнок не разговаривает? Многие родители думают, что ещё не время, и основываются на примерах знакомых. 

— Это неправильно. Даже больше скажу: родили одного ребёнка и он заговорил к двум годам, спустя время родили второго, а он начал говорить к четырём, но даже их нельзя сравнивать. Родных братьев и даже близнецов нельзя сравнивать, а уж своего малыша с чужим — и подавно. 

Возраст. Прежде чем ребёнок не заговорил, должно произойти «не гулит», «не лепечет» — в возрасте от семи месяцев до полутора лет. Затем появляются так называемые первые десять слов. Самые бытовые и часто встречающиеся — мама, папа, дай, киса, да, нет... Если этого не происходит до двух лет, пора обращаться к специалисту. Возможно, ребёнок заговорит и ещё можно подождать, но есть медицински обоснованная норма, отставание от которой в дальнейшем ведёт к задержке развития всей психики в целом. К трем годам ребёнок должен произносить простейшие слова, фразы и предложения. Если и этого не происходит, нужно не просто искать специалиста, а бежать к нему. Детский мозг очень пластичен, но чем больше проходит времени, тем более ригидным он становится. 

5. Мы живем в XXI веке, где гаджеты играют огромную роль. Зачастую можно увидеть совсем маленького ребёнка с планшетом или телефоном в руках. Могут ли гаджеты плохо влиять на речь из-за того, что ребёнок не получает достаточного общения с родителями или другими детьми? 

— Да, несомненно. Важно то, что детский мозг развивается во всех модальностях сразу — слух, зрение, осязание и, как я уже говорила, всякого рода чувствительность тела. Именно так ребёнок познаёт мир. 

Теперь вопрос: что стимулирует планшет, кроме зрительной системы? Ну максимум (смеха ради скажу), возможно, моторику большого пальца правой руки. 

Остальные системы остаются необогащёнными. Вроде на этом планшете и цвета, и формы, и он даже нажимает правильно, однако в объёмном мире абсолютно не ориентируется. Ребёнок должен возиться в песке, речке, снегу, разбивать коленки, чтобы научиться не падать, кататься на велосипеде, лазать по деревьям, чтобы развивать вестибулярную систему (от неё очень зависит речь). Ребёнок должен наблюдать за миром, видеть, как сменяется день и ночь, как ползают жуки, как растёт котёнок, как птицы поют. Сможет ли всё это заменить планшет? Ответ однозначный. А недополучение сенсорного развития — это верный путь к отсутствию или грубой задержке речи. Планшет — это отличный способ регулировать поведение ребёнка (не съешь суп — не получишь планшет), однако существует и масса других способов это сделать. Кстати, обратите внимание на характер истерик и степень негодования от лишения планшета и, например, лишения прогулки. Да плевать они хотели на эти прогулки — мозг получает достаточно сильный зрительный стимул от планшета, совершенно не напрягаясь и не создавая новые нейронные связи. Это ли не зависимость? 

6. Всегда ли удаётся решить проблему неговорящих детей или бывают слишком сложные ситуации? 

— В основном при ответственном подходе родителей и систематических занятиях всегда удаётся найти дорожку к развитию речи малыша. Вопрос в том, что они почти всегда будут в разной степени отставать от требований, предъявляемых к определённому возрасту. Есть нарушения, возникшие по органическим и генетическим причинам, и тогда приходится искать пути компенсации: учить язык жестов для глухих, или использовать АВВА-терапию для аутистов. 

Но моя профессия тем мне и любима, что для нас нет необучаемых детей. Всегда и во всём их можно немного подтянуть и улучшить качество жизни, помочь сформировать более цельную и самостоятельную личность.

Фото со страницы Марии Горюшиной во «ВКонтакте»
Спецпроект: