Жизнь на сцене

14 апреля 2018
поделиться
Эльдар Касумов — о театре, кино и планах на будущее

Эльдар Касумов — человек, который известен каждому жителю нашего города, перед которым хотя бы раз в жизни открывались двери Мичуринского драматического театра. Сегодня он согласился ответить на наши вопросы о той стезе, которой он служит уже на протяжении более десяти лет.

— Эльдар, начнём с профессии: каким образом  вы приняли решение поступать в театральный институт? Были другие варианты? 

— Не могу сказать, что в детские годы я тянулся к театру и мечтал о работе актёра. Но уже тогда были определённые предпосылки к тому, что займусь именно творчеством. Думал, что стану танцором либо певцом... В театр я и попал через танцы. Долгое время профессионально занимался брейк-дансом. Однажды нас попросили поучаствовать в спектакле в одном из театров в качестве танцоров и постановщиков хореографических номеров. Вот тогда я начал активно общаться с актёрами, режиссёрами, которые и разглядели во мне актёрское начало. Огромное влияние на меня оказал выпускник ГИТИСа Игорь Чигасов. Мы стали репетировать, и в конце концов он поставил наш первый спектакль — "Робинзон энд Крузо". Что касается театрального образования, то я получаю его только сейчас — учусь на втором курсе института.

— Актёрское мастерство, по вашему мнению, — это врождённый дар или талант, который требует всего лишь небольших манипуляций до хорошего уровня мастерства, или же усердная и кропотливая работа над собой, где большую роль играет трудолюбие, а не способности? Каждый ли человек может стать актёром?

— Талант и природа человека, конечно же, имеют большое значение, но если не развивать свои способности, то больших результатов вряд ли получится добиться. Я встречал много людей, которые были лишены каких-либо актёрских задатков, но за счёт трудолюбия достигли довольно высокого уровня мастерства. Труд, усердная работа над собой в нашем деле перекрывают всё. Я считаю, что любой человек может стать актёром. Главное — встретить режиссёра, который увидит в тебе то, чего нет у других артистов. И на каждого человека можно найти свою роль. Театр — это жизнь людей. А люди бывают разными.

— Ваша профессия предполагает большое количество репетиций. Один и тот же спектакль может идти в течение нескольких лет. И меня всегда удивляло, что каждый раз вы выходите и играете — как в первый. Каким образом удаётся не "перегореть", и как вы из спектакля в спектакль сохраняете энергию и страсть на сцене?

— Ответ будет очень простым: просто нужно любить то, чем ты занимаешься. Также важно, чтобы спектакль нравился актёру. А "не перегореть" мне помогает любовь к сцене, к театру, к зрителям. Тем более среди наших театралов есть люди, которые настолько любят определённый спектакль, что готовы ходить на него по десять и более раз. Именно это нас и мотивирует.

— Согласитесь ли вы с мнением, что кино — это тот же театр, только гораздо более глобальный и рентабельный? Как вы относитесь к современной кинематографии и, в частности, к российскому кино?

— Нет, кино — это не театр. Эти два направления в искусстве, безусловно, имеют много общего: актёры, сценарий... Но всё же это два очень разных явления. В театре очень многое зависит от настроения актёра. Если ты выходишь на сцену, должен на протяжении двух-трёх часов держать зрителя в напряжении, заставить его сопереживать. У актёра кино есть картбланш в виде нескольких дублей: то есть если ты в данный момент не в настроении, есть возможность прийти в себя и через некоторое время переснять кадр.

У меня есть опыт работы в кино, но театр — совсем другое, нечто более душевное, живое...

К кино вообще я отношусь хорошо, к российскому кино — по-разному. Нравятся фильмы, которые не гонятся за западными. Я не смотрю, например, российские фильмы про супергероев, фантастику с большим количеством спецэффектов. Если же абстрагироваться от этих вещей, то российское кино в данный момент находится на достойном уровне. ВГИК готовит хороших специалистов в данной отрасти, есть отличные режиссёры. Мне нравятся фильмы с хорошо различающимся российским колоритом, душой. Из недавно "зацепивших" можно отметить фильм Алексея Германа-младшего "Довлатов". 

— Ещё назовите ваши любимые фильмы…

— Американский сериал "Друзья". Мне нравятся советские комедии Эльдара Рязанова, Георгия Данелии и Леонида Гайдая. Очень люблю фильм Люка Бессона "Леон". Из последнего просмотренного сильное впечатление от "Интерстеллар" Кристофера Нолана и фильма "Мама" Даррена Аронофски. 

— Эльдар, а как вы оцениваете положение театра сегодня? Он будет развиваться или же его популярность с течением времени угаснет? Будет ли он меняться? Если да, то в каком направлении?

— Театр будет всегда, я не думаю, что он умрёт. Но, конечно же, будет меняться. Более того, он уже меняется. Об этом я могу судить, будучи студентом института, общаясь с учащимися, с режиссёрами. В наше время существует множество различных форм театра. Кто-то их принимает, кто-то нет. Я понимаю, что с развитием мира должен развиваться и театр, но  слишком радикальные изменения иногда раздражают. В данном вопросе я больше предпочитаю "золотую середину". Главное, по моему мнению, то, что в театре даже через тысячу лет останутся живые артисты, живая речь и эмоции.

— Если вас спросят сегодня, готовы ли вы посвятить театральной стезе всю свою жизнь и быть актёром до конца своих дней, как вы ответите?

— Да, готов. В данный момент я не представляю, что мог заниматься чем-либо другим, кроме театра. В планах у меня — развиваться в своём деле, получить высшее театральное образование.

Фото предоставлено Эльдаром Касумовым
Спецпроект: