Андрей Тарковский. «Сталкер»

09 апреля 2018
поделиться

Одна из самых известных работ советского режиссёра Андрея Тарковского — фильм «Сталкер». Он рассказывает о некой запретной Зоне, где, по словам очевидцев, есть комната, в которой исполняются желания.

Этим местом интересуются модный писатель и авторитетный профессор. Туда их решается повести Сталкер. Каждый из героев идёт в Зону со своей целью: писатель чувствует, что «исписался», и делает этот шаг, для того чтобы найти свою пропавшую музу; профессор поначалу утверждает, что идёт туда для научных исследований, но, как оказалось позже, просто хочет разрушить эту комнату, так как эти мифы про исполнение желаний сильно мешают научному прогрессу. Для самого же Сталкера это место является сакральным. Как только он вместе со своими товарищами попадает туда, плёнка фильма меняется с чёрно-белой на цветную. И это акцентирует внимание зрителя на значении этого места для главного героя. 

Роль Сталкера в фильме исполнил Александр Кайдановский, очень достойно и в высшей степени профессионально. Как говорили позже создатели фильма, актёру эта роль давалась с трудом, так как в жизни он — прямая противоположность героя. Личность Сталкера не понятна до самого конца фильма. Трудно сказать, кем его видит сам Тарковский: юродивым или же гением. 

Отдельного внимания заслуживает Зона. Места для её съемок выбраны очень удачно. Создаётся ощущение, что это не наша планета. Прямо у границ Зоны стоят заржавевшие танки, что показывает бессилие человека — даже при нынешней цивилизации — перед природой. Зона состоит из множества ловушек и секретов. Герои, оказавшись в нескольких шагах от заветной комнаты, не смогли подойти к ней — сделать это оказалось невозможным. Для того чтобы достичь исполнения желаний, своего счастья, которое, казалось бы, уже рядом, героям пришлось пройти трудный и тернистый путь. А когда пришли, оказалось, что и загадывать нечего. Профессор всё время обманывал своих товарищей, писатель не решается просить что-либо — боится...

Фильм заканчивается в родном городе Сталкера. Краски снова становятся чёрно-белыми. Сталкер, измученный и разочарованный людским цинизмом, лежит, еле дыша. Последние кадры оставляют множество вопросов. Дочь Сталкера, которая является второстепенным персонажем, силой мысли двигает стакан на столе. Но этого никто не видит — Сталкер, искавший чудо в далёкой Зоне, не замечает его рядом.

Творчество Тарковского не может оставить кого-либо равнодушным. Удивляешься, как сегодня это проходит мимо массового зрителя и почему его имя известно только опытным киноманам? По моему мнению, это несправедливо.

Изображение: Кинопоиск.ru
Спецпроект: