Решение проблем где-то рядом. Звоните

02 июля 2019
поделиться
«Телефон доверия»: профессиональная и своевременная помощь для каждого

К сожалению, в современной жизни у взрослых порой не остаётся времени, чтобы заметить тревоги и печали детей, вовремя прийти им на помощь. А так иногда хочется рассказать кому-то доброму и понимающему о своих бедах, поделиться тревогами и получить реальный совет и сочувствие.

А ведь это совсем не сложно! Нужно только знать номер телефона доверия для детей подростков и их родителей. И такой в нашем регионе есть. Действует он уже не один год, на него поступают тысячи звонков, немалая часть которых – от подростков.

Заведующая отделением срочного социального обслуживания, экстренной психолого-педагогической помощи по телефону доверия областного учреждения социального обслуживания населения «Забота» Ольга Леонова многое может рассказать об этой службе помощи, как говорится, взгляд изнутри.

Крик о помощи должен быть услышан

Основные проблемы, с которыми дети и подростки обращаются на телефон доверия, примерно одинаковые в Москве и Новосибирске, Саратове и Тамбове. Как понравиться противоположному полу, почему не понимают родители, как найти общий язык со сверстниками, что делать, если получил двойку? 

Родители звонят, чтобы разобраться в конфликтах с детьми, понять, почему меняется ребёнок, найти причины нестабильности в семье. Иногда советы нужны чисто практические: в какое медицинское учреждение обратиться, какие организации занимаются социальными вопросами, где получить бесплатную юридическую помощь? 

Разговор по телефону доверия –это не обычное общение по душам между близкими людьми, созвонившимися, чтобы поделиться своими заботами. Это большая психологическая работа с человеком, иногда даже находящимся на грани совершения суицида. 

Дети часто не решаются начать разговор о наболевшем и начинают рассказывать о выдуманных проблемах. Например, девочка десяти лет несколько раз жаловалась консультантам, что мама и папа у неё пьют, часто наказывают ремнём, она постоянно голодает. При этом рассказывала, что посещает музыкальную школу, у неё есть планшет, много игрушек. Только при пятом звонке консультанту удалось вывести ребёнка на настоящую проблему: смерть матери. А выдуманная история о пьющих родителях стала своеобразной защитой.

У консультанта есть свои чётко определённые права и обязанности. Он представляется псевдонимом, под которым работает; за исключением отдельных случаев не может первыми положить трубку. Позвонивший не обязан называть своё настоящее имя: в числе основных принципов работы службы – анонимность, конфиденциальность, доступность. Все звонки, поступающие на номер 8 800 2000-122, бесплатны. Консультант готов к приёму звонка в любое время суток.

Особенный вид терапии

Работать на телефоне доверия может не каждый. Помощь по телефону – особый вид терапии. Всё, что есть у психолога, – только голос человека, он не видит ни глаз, ни жестов, ни особенностей поведения. Кроме профессиональной подготовки для консультанта очень важно обладать такими человеческими качествами, как способность слышать, понимать чувства другого человека, но в то же время отделять собственные проблемы и переживания от чужих. 

При любом обращении прежде всего необходим доверительный контакт между консультантом и абонентом. А чтобы такой контакт состоялся, специалист должен быть открыт для общения с другим человеком. В противном случае абонент может бросить трубку. 

Важно, чтобы позвонивший в результате разговора с консультантом самостоятельно пришёл к каким-то ответам, которые он хотел найти. Порой человек звонит и рассказывает о десятке своих проблем. Задача консультанта в таком случае – вычленить главную из них и отреагировать, помочь позвонившему увидеть ресурсы решения проблемы. 

И вот что интересно – многим людям, которые находятся на грани отчаяния, бывает достаточно просто один раз хорошенько выговориться. Выясняется, что среди нас много людей, которым просто некому излить душу, и мало тех, кто умеет слушать. Бывает и так, что некоторые проблемы решаются в развитии, и тогда телефонные беседы повторяются вновь и вновь, затягиваясь на месяцы....

Эффективность деятельности службы телефона доверия трудно поддаётся оценке. С одной стороны, количество звонков, которое держится на уровне 18-20 тысяч в год, говорит о стабильности и востребованности услуги на территории нашей области. С другой – важен самоанализ работы самих консультантов. 

– Бывают случаи, когда после консультации, которую психолог считает неудачной, ребёнок перезванивает и говорит: «Вы мне так помогли! Спасибо большое!» – отмечает Ольга Владимировна.

…И снова звонок, психолог берёт трубку.

– Здравствуйте, вы позвонили на детский телефон доверия, – мягко говорит он и погружается в диалог. 

Психологи, работающие на анонимной, бесплатной, круглосуточной телефонной линии 8 800 2000-122 всегда готовы вас выслушать и оказать профессиональную своевременную помощь и поддержку!

Фото Павла Васильева
Спецпроект: